В 1897 г. талантливые инженеры, братья Луис и Джон Кларки, основали маленькую фирму “Pittsburgh Motor Car” в одноименном городе и начали выпуск легковых машин. Однако, переехав в Эрдмор, штат Пенсильвания в 1899 его сменили на "Autocar". 1 января 1900 года можно назвать днем рождения одного из популярнейших в Америке тягачей, - в этот день в Эрдморе был заложен завод. Для того, чтобы увеличить полезное пространство грузовой платформы, в "Autocar" впервые был создан грузовик с расположенной над двигателем кабиной. Так, в 1907 г. появился первый 1-тонный грузовик "Autocar" U XVIII. К конструкции "Autocar" больше подходило определение "с расположенным под сиденьем”.
На следующий год 1-тонную модель «XVIII» с колесной базой 2160 мм стали выпускать небольшим партиями. Она оснащалась оппозитным 2-цилиндровым горизонтальным мотором мощностью 18 л.с., 3-ступенчатой коробкой передач “Brown-Lipe” и карданным приводом задних колес. Следующая и более мощная модель «U XXIV» имела грузоподъемность 1,5 - 2,0 т, колесную базу 2460 мм и оглушительный успех на рынке. Пережив несколько модификаций, она выпускалась вплоть до 1929 г., и общий тираж превысил 30 000 шт., — неслыханное дело для той эпохи.
На рекламном проспекте — модель U XVIII 1911 г. с литыми шинами.
Уже по тем временам машины были весьма передовыми по конструкции. Неудивительно, учитывая талант Джона Кларка, ведь это именно он начал использовать в грузовиках карданный привод, циркуляцию масла для лучшего охлаждения двигателя, а полученный им патент на свечу зажигания с фарфоровым покрытием был продан знаменитой Champion и используется до сих пор.
В 1919 году началось производство автомобилей грузоподъемностью 2-5 тонны, с 4-х цилиндровыми двигателями мощностью 29-40 лошадиных сил. Вместо кабины все еще использовался легкий навес. В рекламных целях, полностью груженые 2-х и 3-х тонные машины успешно совершили пробег от западного до восточного побережья США. Параллельно выпускались 1-3-тонные электромобили. Большинство собранных в то время автомобилей предназначались либо для пассажирских перевозок, либо для перевозки легких грузов.
На рекламном проспекте — модель U XVIII 1911 г. с литыми шинами.
Уже по тем временам машины были весьма передовыми по конструкции. Неудивительно, учитывая талант Джона Кларка, ведь это именно он начал использовать в грузовиках карданный привод, циркуляцию масла для лучшего охлаждения двигателя, а полученный им патент на свечу зажигания с фарфоровым покрытием был продан знаменитой Champion и используется до сих пор.
В 1919 году началось производство автомобилей грузоподъемностью 2-5 тонны, с 4-х цилиндровыми двигателями мощностью 29-40 лошадиных сил. Вместо кабины все еще использовался легкий навес. В рекламных целях, полностью груженые 2-х и 3-х тонные машины успешно совершили пробег от западного до восточного побережья США. Параллельно выпускались 1-3-тонные электромобили. Большинство собранных в то время автомобилей предназначались либо для пассажирских перевозок, либо для перевозки легких грузов.
К середине 20-х годах в программе фирмы было уже 20 моделей (от "Т" до "М") грузоподъемностью от 500 килограмм до 5 тонн с колесной базой 2,5-4 метра, 2-х или 4-х цилиндровыми двигателями с карбюраторами "Стромберг" (Stromberg) и электрическим зажиганием "Бош" (Bosch). Параллельно выпускались 1-3-тонные электромобили. Большинство собранных в то время автомобилей предназначались либо для пассажирских перевозок, либо для перевозки легких грузов. К этому времени все агрегаты для своих машин "Autocar" изготовлял самостоятельно. С 1926 года выпускалась новая гамма грузоподъемностью 1,5-7,5 тонн с 4-х и 6-ти цилиндровыми двигателями, массивной защитной решеткой перед радиатором и рамой с болтовыми соединениями вместо заклепок. Некоторые модели предлагались в исполнениях 4x4.
Первая громкая слава к «Autocar» пришла в самом начале 1930-х годов с разработкой компактной цельнометаллической, установленной над двигателем кабины вагонного типа с чуть выдвинутой вперед передней округлой панелью. С 1933 года ее устанавливали на грузовиках серии «U». (от сокращения under cab — под кабиной).
У водителей ранняя кабина получила прозвище «суицидная» — за двери, открывавшиеся против хода; позднее их перевесили в нормальное положение. Кабина оказалась столь удачной, что ее стиль, формы и конструктивные принципы тут же использовали на своих автомобилях компании White, Mack и GMC.
Между тем, основу программы к середине 1930-х годов составляли капотные грузовики «RH», «D», «DC» и «N» грузоподъемностью 2,5-8,5 т с собственными 6-цилиндровыми бензиновыми двигателями (75-94 л.с.) и колесными формулами 4x2 и 6x2. С 1935 г. началось применение дизельных двигателей Waukesha, а затем и Cummins на бескапотных шасси. Все вместе привело к росту объемов производства, и в 1929 г. "Autocar" продал 3300 единиц.
Коммерческий успех новых поколений позволил «Autocar» ввести в программу многочисленные модификации и в целях сокращения расходов снизить долю собственных агрегатов. В 1938 году он предлагал 28 моделей полной массой 6,0-22,5 т, в том числе новые варианты капотных машин («RM», «RL», «NF», «Т»), семь новых бескапотных моделей (от «UA» до «UT»), седельные тягачи и специальные шасси на их базе. Они комплектовались собственными бензиновыми двигателями или моторами Hercules мощностью 73-123 л.с, коробками передач Brown-Lipe, Clark или Fuller, ведущими мостами Eaton и Timken, тормозными системами Bendix, Lockheed или Westinghouse.
Коммерческий успех новых поколений позволил «Autocar» ввести в программу многочисленные модификации и в целях сокращения расходов снизить долю собственных агрегатов. В 1938 году он предлагал 28 моделей полной массой 6,0-22,5 т, в том числе новые варианты капотных машин («RM», «RL», «NF», «Т»), семь новых бескапотных моделей (от «UA» до «UT»), седельные тягачи и специальные шасси на их базе. Они комплектовались собственными бензиновыми двигателями или моторами Hercules мощностью 73-123 л.с, коробками передач Brown-Lipe, Clark или Fuller, ведущими мостами Eaton и Timken, тормозными системами Bendix, Lockheed или Westinghouse.
Дальнейшая их унификация позволила «Autocar» накануне Второй мировой войны предложить программу из 62 моделей полной массой до 27 т. С началом войны столь обширная программа позволила фирме быстро получить выгодные и крупные заказы в основном на полноприводные грузовики и седельные тягачи 4x4, которые поступили на вооружение армии США. Это были модели «U-2044», «U-4144», «U-5044» и «U-8144». Кроме того, «Autocar» участвовал в производстве полугусеничных бронетранспортеров серии М-2.
(На рисунке U-2044)
На фото изображен грузовик “Autocar” конструкции Р.Гукинса, выпущенный в 1925 году и носивший имя “Оld Betsy” ( Старушка Бетси). Грузовик был оснащен 8-цилиндровым V-образным двигателем фирмы Ford, 7- скоростной КПП “Эллисон“. В течение почти 40 лет, “Бэтси” обслуживала компанию “Griffith” на строительстве мостов и шоссейных дорог.
В 1938 г. началась лицензионная сборка машин в Нидерландах фирмой Kromhout. Благодаря широкому ассортименту выпускаемых машин фирма получила большой заказ на производство полноприводных грузовиков и тягачей во время Второй Мировой войны. Это были двухосные бескапотные машины грузоподъемностью 2,5-6 т все того же семейства «U» с разными бензиновыми моторами мощностью до 112 л.с., 5-супенчатыми коробками передач. Всего за годы войны армии было поставлено 70 000 машин. К гражданской продукции фирма вернулась в 1944 г., имея около 100 дилеров на территории США, однако продажи стали ухудшаться. Клиентам предлагалась скромная гамма унифицированных машин. Если в капотную серию входило 5 моделей с широким рядом грузоподъемности (6-19 т), то некогда ведущая бескапотная сократилась до 3 моделей в узком диапазоне 6-8 т. На всех использовались собственные бензиновые двигатели в 119-165 л.с., лишь самые мощные варианты оснащались дизелем Cummins NV-600 в 150 л.с.
На фото изображен грузовик “Autocar” конструкции Р.Гукинса, выпущенный в 1925 году и носивший имя “Оld Betsy” ( Старушка Бетси). Грузовик был оснащен 8-цилиндровым V-образным двигателем фирмы Ford, 7- скоростной КПП “Эллисон“. В течение почти 40 лет, “Бэтси” обслуживала компанию “Griffith” на строительстве мостов и шоссейных дорог.
В 1938 г. началась лицензионная сборка машин в Нидерландах фирмой Kromhout. Благодаря широкому ассортименту выпускаемых машин фирма получила большой заказ на производство полноприводных грузовиков и тягачей во время Второй Мировой войны. Это были двухосные бескапотные машины грузоподъемностью 2,5-6 т все того же семейства «U» с разными бензиновыми моторами мощностью до 112 л.с., 5-супенчатыми коробками передач. Всего за годы войны армии было поставлено 70 000 машин. К гражданской продукции фирма вернулась в 1944 г., имея около 100 дилеров на территории США, однако продажи стали ухудшаться. Клиентам предлагалась скромная гамма унифицированных машин. Если в капотную серию входило 5 моделей с широким рядом грузоподъемности (6-19 т), то некогда ведущая бескапотная сократилась до 3 моделей в узком диапазоне 6-8 т. На всех использовались собственные бензиновые двигатели в 119-165 л.с., лишь самые мощные варианты оснащались дизелем Cummins NV-600 в 150 л.с.
В 1953 г. балансировавший на грани банкротства Autocar перешел под контроль компании White, бывшей в ту пору лидером североамериканского грузового рынка. Он перевел производство на другой, принадлежавший ему завод в г. Экстон, Пенсильвания. Именно тогда впервые появилась специализация, создавшая авторитет фирме — изготовление тяжелых, прочных и мощных шасси и тягачей для строительства, лесной и нефтедобывающей промышленности. В основу легли самые тяжелые версии прежних семейств «С» и «DC» . Стремясь повысить их грузоподъемность, в 1958 году «Autocar» запустил в производство капотную серию «А», включавшую два базовых тягача «А70Т» и «А75Т» (6x4) с алюминиевыми рамой, кабиной и деталями шасси. Самым тяжелым автомобилем «Autocar» в 1957 году стал 3-осный 40-тонный карьерный самосвал «АР40» с дизелем V12 (600 л.с).
Тогда же сформировалась фирменная идеология внимания к потребителю Custom Engineering, принесшая «Autocar» прозвище «лучшего в мире» (задолго до Kenworth).
В следующее десятилетие “Autocar” продолжил наращивать грузоподъемность своих машин, используя более мощные двигатели Cummins и Caterpillar, до 375 л.с. В это время впервые на машинах появилась собственная кабина Custom на торсионной подвеске, с опорами из неопрена.
Самой мощной машиной марки стал выпущенный в 1964 г. тяжелый тягач АР-19 с полной массой автопоезда 400 т, оснащенный мостами Hendrickson, автоматической коробкой передач Allison и дизелем Cummins KT V-12 мощностью 750 л.с. (Самый мощный дорожный тягач — Autocar AP-19 1964 г. На фото)
В течение седьмой декады века семейство магистральных тягачей «А» было представлено двумя базовыми моделями (4x2 и 6x4), но оно так и не выдержало конкурентной борьбы на узком рынке. Основная ставка была сделана на строительную серию «DC», в которую входили одиночные машины, седельные тягачи и самосвалы, а также специальные шасси 6x4 и 6x6 с разными дизелями с турбонаддувом мощностью 210-430 л.с. и сторонними агрегатами. Ее особенностью стали болтовые рамы из хром-молибденовых сплавов, с высотой лонжеронов 273 мм и толщиной до 16 мм. В 1975 году гамму 3-осных строительных шасси «Autocar» включили в программу компании «White» под маркой Constructor. Через три года была предпринята попытка создать новое шасси "Конструктор-2", но к этому времени "White" оказался на грани банкротства, и развернуть производство модели не успели. В 1980 г., для сокращения производственных затрат, изготовление всей гаммы "Autocar" перенесли на завод "White" в Огдене, где строились грузовики "Western Star". На следующий год новым хозяином "White" стала шведская компания "Volvo" которая , решив выйти на американский рынок, выкупила компанию “White”, сохранив “Autocar” как подразделение. Там продолжился выпуск все той же серии «DC» и седельных тягачей «AT64F» с более вместительными кабинами.
В течение седьмой декады века семейство магистральных тягачей «А» было представлено двумя базовыми моделями (4x2 и 6x4), но оно так и не выдержало конкурентной борьбы на узком рынке. Основная ставка была сделана на строительную серию «DC», в которую входили одиночные машины, седельные тягачи и самосвалы, а также специальные шасси 6x4 и 6x6 с разными дизелями с турбонаддувом мощностью 210-430 л.с. и сторонними агрегатами. Ее особенностью стали болтовые рамы из хром-молибденовых сплавов, с высотой лонжеронов 273 мм и толщиной до 16 мм. В 1975 году гамму 3-осных строительных шасси «Autocar» включили в программу компании «White» под маркой Constructor. Через три года была предпринята попытка создать новое шасси "Конструктор-2", но к этому времени "White" оказался на грани банкротства, и развернуть производство модели не успели. В 1980 г., для сокращения производственных затрат, изготовление всей гаммы "Autocar" перенесли на завод "White" в Огдене, где строились грузовики "Western Star". На следующий год новым хозяином "White" стала шведская компания "Volvo" которая , решив выйти на американский рынок, выкупила компанию “White”, сохранив “Autocar” как подразделение. Там продолжился выпуск все той же серии «DC» и седельных тягачей «AT64F» с более вместительными кабинами.
Autocar AT54F
С образованием в 1988 группы "Volvo-GM Heavy Truck Corporation" с торговой маркой " White GMC" отделение "Autocar" продолжало собирать те же шасси, которые объединили в гамму "ACL". Она включала несколько унифицированных моделей от "ACL42" до "ACL84" с колесными формулами, введенными в их индексы (4x2, 4x4,6x4, 6x6, 8x4). Автомобили имели полную массу 15,9-44,5 т., в составе автопоезда - до 105 тонн.
С июля 1995 г. на всех автомобилях сложная марка сменилась на Volvo, но до конца производства серия «ACL» отличалась хромированными табличками Autocar на капоте. Кстати, ее лишь в 2000 г. сменила серия Volvo VHD.’’
Мало кто знает, но история марки не закончилась — группа энтузиастов во главе с Э. Тэйцем выкупила права на марку “Autocar” и развернула в Индиане производство трех моделей — низкокабинной Xpeditor (некогда разработанной White), коммунальной Xpert и портовых тягачей Xpotter.
Autocar Xpotter
Autocar Xpotter